МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Новолялинский муниципальный округ
МКОУ НМО "Павдинская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОЛЯЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
"ПАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЛЯЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
"ПАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
Дата: 2025.09.30 15:24:19 +05'00'
Директор МКОУ НМО
«Павдинская СОШ»
____________Анкушин М.П.
Приказ № 63-од от 29.08. 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
(ID 132166)
Лингвистический анализ текста
Для 10-11 класса
п. Павда, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Лингвистический анализ текста»
на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в российской федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
курса «Лингвистический анализ
текста»
Свободное владение русским языком является основой социализации
личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному
сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в
условиях многонационального государства.
Системообразующей доминантой содержания программы по курсу
является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех
её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и
совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной,
официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах
общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного курса «Лингвистический анализ
текста» на уровне среднего общего образования являются элементы
содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов
разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их
понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в
практической деятельности.
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и
речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная
стилистика. Культура речи».
Учебный курс «Лингвистический анализ текста» на уровне среднего
общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого
человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ курса «Лингвистический анализ текста»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
● осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации и языку межнационального общения
на основе расширения представлений о функциях русского языка в
России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности;
об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к
русскому языку;
● овладение русским языком как инструментом личностного развития
и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли
русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых
для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
● совершенствование устной и письменной речевой культуры на
основе овладения основными понятиями культуры речи и
функциональной стилистики, формирование навыков нормативного
употребления языковых единиц и расширение круга используемых
языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в
разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке
на основе наблюдений за речью;
● развитие функциональной грамотности: совершенствование умений
текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и
скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации;
развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
● обеспечение поддержки русского языка как государственного языка
Российской Федерации, недопущения использования нецензурной
лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не
имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень
которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО
курса «Лингвистический
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
анализ
текста»
В
На изучение курса в 10–11 классах среднего общего образования в
учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 часа в неделю), в
11 классе – 34 часа (1 часа в неделю).
Содержание программы
Тема1.Текст. Ключевые понятия текста. Текст как речевое произведение.
Тема 2. Анализ текста. Принципы анализа. Составление памятки по анализу
текста. Комплексная работа с текстом.
Тема 3. Диктант с творческим заданием.
Тема 4. Изложение как вид текста. Изложение с творческим заданием в
жанре очерка(путевой, портретный, проблемный)
Тема 5. Сочинение различных жанров как вид текста.
Тема 6. Анализ текстов различных жанров, составление самостоятельных
заданий по анализу текста. Подбор текстов для анализа.
Тема 7. Составление плана к изложению, подбор словарных материалов,
определение стиля и типа речи, выполнение творческих заданий. Анализ
изложений учащихся.
Тема 8. Составление памятки к написанию сочинения. Работа над
сочинениями различных жанров. (по материалам ЕГЭ, часть3). Само- и
взаиморецензирование.
Тема 9. Исследовательская деятельность учащихся: составление планов,
работа с научной и справочной литературой, со словарями, проведение
анкетирования как элемента исследования и т.д.(проводится в течение всего
учебного года)
Обсуждение и защита творческих и исследовательских работ.
Теоретический раздел (на него отводится 8 часов в 10 классе и 2 – в 11)
предполагает анализ ключевых понятий, связанны с текстоведением. .темы 15.
Практический раздел –непосредственно анализ текстов. На него отводится 13
часов в 10-м и 19 часов – в 11 классе. Темы 6-8.
Творческий раздел – сочинения разных жанров и исследовательская работа по 13 часов в каждом классе. Тема 9.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
курсу НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по
русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
●сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
●осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
●принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных
произведений, написанных на русском языке;
●готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
●готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
●умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
●готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
●сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
●ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
●идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
●осознание
духовных ценностей российского народа;
●сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
●способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
●осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
●ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
●эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
●способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
●убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в
том числе словесного, творчества;
●готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
●сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
●потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
●активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
●готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
●готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в
процессе изучения русского языка;
●интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
●готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
●сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
●планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
●активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
●расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
●сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
●совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
●осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В
процессе
достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
●самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
●саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым
новому;
●внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
●эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его
при осуществлении коммуникации;
●социальных
навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и
читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
●самостоятельно
формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
●устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей
языка, функционально-смысловых типов, жанров;
●определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
●выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
●разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
●вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
●координировать и выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
●развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
●владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета
«Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
●владеть
разными видами деятельности по получению нового знания, в
том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
●формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
●ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
●выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
●анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
●давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
●уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
●уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия — в профессиональную
среду;
●выдвигать
новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
●владеть
навыками получения информации, в том числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
●создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и
другие);
●оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
●использовать
средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
●владеть
навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
●осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
●пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
●владеть
различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
●развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
●самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
●самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
●расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
●делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать
ответственность за результаты выбора;
●оценивать приобретённый опыт;
●стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие
умения
самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
●давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
●владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
●уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
●принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
●принимать
мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
●признавать своё право и право других на ошибку;
●развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
●понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
●выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
●принимать
цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
●оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
●предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по русскому курса:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных
функциях языка; о лингвистике как науке.
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в
обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные
единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы
разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты
культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности,
соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных,
некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные)
с
точки
зрения
соблюдения
орфоэпических
и
акцентологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного
русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной
лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов,
паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь,
этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные)
с
точки
зрения
особенностей
употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей
речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных
случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён
числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в
рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с
речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не
менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8
реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат,
исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать
образовательные информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие,
и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным
ситуациям
официального/неофициального
общения,
статусу
адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого
этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие,
и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат,
аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе
лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных
функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной
литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой
практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Раздел 1. 1. Текст. Ключевые понятия текста.(
1.1
Текст как речевое произведение
2
1.2
Текст. Ключевые понятия текста
2
1.3
1.4
Начальные и конечные предложения
текста. Основная масль текста.
Контрольная работа-
и её анализ
Итого по разделу
2
2
1
8
Раздел 2. . Анализ текста.
2.1
Принципы анализа. Составление
памятки по анализу текста
2
2.2
Комплексная работа с текстом
6
2.3
2.4
Виды текстов. Изложение как вид
текста. Изложение с творческим
заданием и его анализ
Диктант с творч. заданием и его
анализ
3
1
2
1
Практичес
работы
Итого по разделу
13
Раздел 3. Стили речи
3.1
Стили речи. Определение типов,
стиля речи
3
Итого по разделу
Раздел4 . Сочинения различных жанров как вид текстов
4.1 Сочинение – вид текста. Составление памятки
4.2 Работа над материалами ЕГЭ
Итого 6
3
2
4
Раздел5 Исследовательская деятельность
5.1 Написание рефератов, исследовательских работ, творческих проектов.2
Всего
34ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1. . Текст как речевое произведение
1.1
Признаки текста
1
1.2
Схема анализа текста
1
Итого по разделу
2
Раздел 2. Анализ текстов разных жанров.
2.1
Стили текстов
2
Контрольные
работы
Практичес
работы
2.2
2.3
2.4
2.3
Типы текстов
Жанр
Анализ текстов по схеме.
Смысловой
Речеведческий
2
2
3
2
2.4
Языковой
3
2.5
. Контрольная работа и её анализ
2
Итого по разделу
Раздел 3. Работа по составлению текстов
16
3.1
Составление плана. Подбор
словарных материалов
1
3.2
Выполнение творческого задания.
1
1
Само и взаиморецензирование
Раздел 4. . Работа над сочинениями различных жанров. (по материалам ЕГЭ
.Сочинение – вид текста. Составление
4.1
памятки к написанию сочинений
2
3.3
4.2
Работа над материалами ЕГЭ
Итого по разделу
Раздел 5
6
8
5.1 Написание рефератов, исследовательских работ, творческих проектов.
5.2 Защита проектов
1
5.3 Повторение и обобщение
1
Итого по разделу
Всего
5
34ч
19
Учебно-тематическое планирование 10 кл.
Раздел, кол-во часов
тема занятия
Контроль
Требования
федерального
компонента
1. Текст. Ключевые
понятия текста.(8)
2. Анализ текста. (13)
1-2.Текст как речевое
произведение
3-4.Текст. Ключевые
понятия текста
5-6.Начальные и
конечные предложения
текста. Основная масль
текста.
7-8.Контрольная работаи её анализ
1-2.Принципы анализа.
Составление памятки по
анализу текста .
3-8.Комплексная работа
с текстом
9-11.Изложение как вид
текста. Изложение с
творческим заданием и
его анализ
12-13.Диктант с творч.
заданием и его анализ
Требования к
уровню
подготовки
ученика
Анализ ключевых
понятий,
связанных с
текстоведением
Общие принципы
лингвистики.
Текстоведение.
Знакомство с
различными
точками зрения на
вопросы языка и
речи ученыхлингвистов
Знакомство с
лингвистическими
словарями и
справочниками
20
Анализ текстов,
взятых из
художественной и
публицистической
литературы.
Изложение
подробное,
выборочное,
сжатое
.Изложение с
творческим
заданием.
Диктант с
творческим
заданием и его
анализ.
Выборочный
диктант с
продолжением.
д\з
Программное
обеспечение
Учебник русского
языка для 10-11
классов. Гольцова
Н.Г , Шамшин
И.В. М:»Русское
слово» - 2006
Работа с
учебником
Устный ответ
Никитина Е.И.
Русская речь:
Учеб. пособие по
развитию связной
речи для 9 кл.
общеобразоват.
учреждений
/Науч. ред.
В.В.Бабайцева. –
М.: Просвещение,
1995
Комплексный
анализ текста
Работа с текстами разных
стилей и жанров
Никитина,
§1, упр.9
1.Определение типов,
стиля речи.
2-3. Написание
изложений. Выполнение
творческого задания.
Собирание и
систематизация рабочего материала
Уметь правильно
составить тезисы
готового текста,
уметь находить
главное
3. Сочинения
различных жанров
как вид текстов(7)
1-2. . Сочинение – вид
текста. Составление
памятки к написанию
сочинений -2час
3-7.Работа над
материалами ЕГЭ
6. Исследовательская
деятельность(2)
1-2.Написание
рефератов,
исследовательских
работ, творческих
проектов.
Художественные
средства
выразительности.
Виды сочинений.
Вступление,
заключение,
логика. Абзац.
Ясность. Точность.
Полнота речи
Знать
строение
текста-описания,
способы развития
основной мысли,
передачи
последовательности
действий,
3. Работа над
изложением с
творческим
заданием(3)
Уметь
совершенствовать текст,
устраняя неоправданный
повтор с
помощью
синонимов,
обогащать речь
Составление
памятки.
Написание
сочинений
различных
жанров.
Уметь
анализировать
исходный текст,
пересказывать
его, создавать
собственный
Комплексный
анализ текста
карточка
Никитина Е.И.
Русская речь:
Учебник русского
яз.
Комплексный
анализ текста
сочинение
Никитина Е.И.
Русская речь:
Учебник русского
яз.
Работа с текстами разных
стилей и жанров
реферат
7.Резерв.(1)34ч
Учебно-тематическое планирование 11 кл.
21
22
Раздел, кол-во часов
тема занятия
Требования
федерального
компонента
1. Текст как речевое
произведение(2)
1. Признаки текста
2.Схема анализа текста
звучащий текст,
определять его ОМ,
тип и стиль речи,
составлять план
текста, выделять на
слух те или иные
языковые явления
2. Анализ текстов
различных жанров
(14)
1-2 Стили текста.
3-4. Типы текста.
5-6. Жанр.
7-9.Анализ текстов по
схеме. Смысловой.
10-11.Речеведческий.
12-14.Языковой анализ.
Собирание и
систематизация рабочего материала
Уметь правильно
составить тезисы
готового текста,
уметь находить
главное
3. Контрольная
работа и её
анализ.(2)
4. Работа над
изложением с
творческим
заданием(3)
1-2
Контрольная работа и
её анализ.
1.Составление плана.
Подбор словарных
материалов.
2.Выполнение
творческого задания.
Собирание и
систематизация рабочего материала
Уметь правильно
составить тезисы
23
Требования к
уровню
подготовки
ученика
Уметь понимать
звучащий текст,
определять его
ОМ, тип и стиль
речи, составлять
план текста,
выделять на слух
те или иные
языковые
явления
Уметь
анализировать
исходный текст,
пересказывать
его, создавать
собственный
Уметь
совершенствовать текст,
устраняя неоправданный
Контроль
д\з
Учебник русского
языка для 10-11
классов. Гольцова
Н.Г , Шамшин
И.В.
М:»Русское
слово» - 2006
Работа с
учебником
Устный ответ
Тексты
для
анализа
Никитина Е.И.
Русская речь:
Учеб. пособие по
развитию связной
речи для 9 кл.
общеобразоват.
учреждений
/Науч. ред.
В.В.Бабайцева. –
М.: Просвещение,
1995
Комплексный
анализ текста
Никитина,
§1, упр.9
Тетради для
контрольных
Контрольная
работа
Никитина Е.И.
Русская речь:
Учебник русского
яз.
редактирование
звучащей речи
Программное
обеспечение
Тексты
для
анализа
3.Само- и
взаиморецензирование
5. Работа над
сочинениями
различных жанров.
(по материалам ЕГЭ)
(8)
1-2.Сочинение – вид
текста. Составление
памятки к написанию
сочинений
3-8.Работа над
материалами ЕГЭ
6. Исследовательская
деятельность(4)
1-3.Написание
рефератов,
исследовательских
работ, творческих
проектов.
4.Защита проектов.
5. Повторение и
обобщение.
готового текста,
уметь находить
главное
повтор с
помощью
синонимов,
обогащать речь
Знать
строение Уметь создавать
текстатекст ,определять
повествования,
тему, основную
способы развития
мысль,
основной мысли,
обдумывать
передачи
содержание,
последовательности готовить рабочие
действий
материалы
Знать
строение Уметь
текста-описания,
анализировать
способы развития
исходный текст,
основной мысли,
пересказывать
передачи
его, создавать
последовательности собственный
действий,
Никитина Е.И.
Русская речь:
Учебник русского
яз.
Работа с текУчебник,
стами разных
с28, упр
стилей и жанров 6(20мин)
Сочинение.
Никитина Е.И.
Русская речь:
Учебник русского
яз.
Работа с текреферат
стами разных
стилей и жанров
Никитина,
Всего: 34ч
24
Учебно-методическая литература.
1.
2.
3.
4.
Разного вида тексты: научные, публицистические, художественные.
Учебник русского языка для 10-11 классов. Гольцова Н.Г , Шамшин И.В
Газета Первое сентября «Русский язык» 2006-2008г.,2009-2010г., 2011г
Тексты материалов ЕГЭ 2010-2016г
1.
2.
3.
4.
Электронные источники:
Генератор заданий по русскому языку. Контрольные и самостоятельные работы.
Тренажёр по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
Тестовые задания по русскому языку и анализу текста.(электронный вариант)
Интернет.
25